Инновационный проект (2012-2016г.г.) - Кохановская СШ
Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

Инновационный проект (2012-2016г.г.)

Обоснование необходимости продолжения на 1год инновационного проекта «Внедрение модели углубленной дифференциации обучения на 2-й и 3-й ступенях общего среднего образования»

разгарнуць » / « згарнуць

"Внедрение модели углубленной дифференциации обучения учащихся на II и III ступенях общего среднего образования"

Сроки реализации: 2012 -2015 гг.

Консультанты проекта: Н.И.Запрудский,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и философии образования государственного учреждения образования «Академия последипломного образования»; 

А.И. Добриневская, методист высшей категории Центра профессионального развития и инновационного образования государственного учреждения образования «Академия последипломного образования»

Проект разработали:И.Н. Бараш, заместитель директора государственного учреждения образования «Кохановская средняя школа имени И.П. Кожара Толочинского района»;
Н.В. Иванышкина, учитель истории и обществоведения государственного государственного учреждения образования «Кохановская средняя школа имени И.П. Кожара Толочинского района»;

ул. Коммунальная, 10 
211060, г.п. Коханово,
Толочинский район,
Витебская область 
телефон: (802136) 2-45-81
e-mail: kokhanovo@tolochin.edu.by

Идея инновационного проекта состоит в изменении организационной структуры образовательного процесса и управления им на основе дифференциации и индивидуализации обучения, устраняющей противоречия между массовым характером обучения и индивидуальными различиями учащихся.

В условиях средней школы предлагается применить модель смешанной дифференциации. Она основывается на идее группировки учащихся в определенные моменты образовательного процесса(модель гибкого состава классов по параллелям).

Учащиеся 10-х,11-х классов в соответствии со своими образовательными запросами и профессиональными намерениями выбирают для изучения учебные предметы на базовом , повышенном(10-е классы) и углубленном(11-е классы) уровнях.

При этом каждый учащийся для изучения на повышенном(углубленном) уровне может выбрать не более трех предметов.

В составе своего класса учащиеся изучают те предметы, которые все выбрали для изучения на базовом уровне.

Для других предметов формируются учебные группы базового и повышенного (углубленного) уровня. Таким образом, состав основных классных коллективов остается неизменным, а состав групп меняется в зависимости от предметной дифференциации. Включение учащихся в разные коллективы, как однородные, так и разнородные, обеспечивает максимально широкий круг общения, что сказывается благоприятным образом на ходе процесса их социализации.

Данная дифференциация осуществляется за счет часов, отведенных Типовым учебным планом на проведение факультативных занятий.

Изменяются принципы организации обучения. Учащиеся 10-х,11-х классов составляют индивидуальные учебные планы, с учетом которых разрабатывается учебный план средней школы на предстоящий учебный год. На основе этого плана составляется расписание занятий, которое фактически предполагает составление расписания педагогических работников и каждого учащегося 10-х,11-х классов. Предполагается изменение способа заполнения классного журнала. Педагогические работники- участники инновационного проекта  разрабатывают соответствующее календарно-тематическое планирование.

Применение данной модели дифференциации обучения может быть эффективно, только при условии изменения также методов, средств обучения. В противном случае, обучение будет отличаться от традиционного только темпом прохождения учебной программы, что не является достаточным для удовлетворения индивидуальных познавательных запросов учащихся.

Так как познавательная мотивация выступает не столько проявлением устойчивой личностной черты, сколько отражением заданных условий деятельности, это открывает возможность для ее формирования посредством специально организованных дидактических воздействий. К ним относятся:

-        учет индивидуального темпа и стиля учебной деятельности учащихся;

-        отбор педагогическим работником содержания предлагаемого материала с учетом учебных возможностей  и личностного самоопределения учащихся;

-        предоставление учащимся выбора путей, методов, средств, темпа овладения учебным материалом;

-        делегирование педагогом части полномочий контрольно-оценочной деятельности учащимся для развития навыков самоконтроля, взаимоконтроля, формирования адекватной самооценки;

-        обучение навыкам самостоятельного поиска информации и работы с ней;

-        использование в практике работы педагогов информационных технологий, проектных, исследовательских методов, проблемного обучения, интерактивных форм учебных занятий.

Для успешной реализации модели, на II ступени общего среднего образования будет организована работа по развитию  образовательного, личностного и профессионального самоопределения учащихся 7-9 классов.

В течение подросткового периода учащиеся должны иметь возможность попробовать определенное количество различных социальных и профессиональных ролей без каких либо обязательств по их принятию.

Предлагается применение профессиональных проб учащихся.

Для этого планируется использовать в образовательном процессе учебно-опытный участок и учебно-производственную мастерскую(трудовое занятие, связанное с выполнением технологически завершенного изделия),а также  факультативный курс «Мое профессиональное будущее»(9-е классы);факультативные занятия «Туризм»(8-11 классы), «Основы проектной деятельности»(8-9 классы), «Наблюдай и исследуй сам»(7 класс), «Юны карэспандэнт» (8 класс), «Занимательная агрономия»(8-9 классы)и другие. Будет организована работа кружков «Юный инспектор движения», «Юный спасатель», спортивных секций.

Данная организация  профориентационного сопровождения учащихся позволит им составить представление о характере профессионального труда людей  на основе личного опыта.

Цель инновационного проекта:

Повышение качества образовательного процесса посредством реализации модели углубленной дифференциации обучения учащихся на третьей ступени общего среднего образования;
повышение уровня профессиональной компетентности педагогов;
выявление условий, механизмов, средств эффективного использования модели углубленной дифференциации обучения учащихся на третьей ступени общего среднего образования.

Задачи инновационного проекта:

Осуществить подготовительную работу к реализации проекта;
предоставить учащимся 10,11 классов возможность выбора индивидуальной образовательной траектории;
организовать предметно-групповое обучение учащихся на третьей ступени общего среднего образования;
разработать модель контрольно-оценочной деятельности участников инновационного проекта;
обеспечить управленческое, методическое, информационное и психологическое сопровождение инновационной деятельности;
организовать исследовательскую деятельность участников проекта;
создать условия для повышения мотивации участников проекта;
организовать процесс внедрения модели углубленной дифференциации обучения учащихся на третьей ступени общего среднего образования и ее функционирование;
изучить, оценить и обобщить результаты инновационной деятельности;
разработать рекомендации по внедрению модели в практику работы других учреждений образования.

Ожидаемые результаты:

•повышение качества образовательного процесса за счет использования модели углубленной дифференциации обучения учащихся на третьей ступени общего среднего образования;
•максимально возможное удовлетворение индивидуальных образовательных запросов и потребностей учащихся и их законных представителей;
•повышение познавательной мотивации и творческой активности учащихся;
•снижение учебной перегрузки;
•сохранение и укрепление здоровья учащихся;
•усиление практической направленности обучения;
•создание благоприятных условий для самоопределения выпускников школы в отношении направления их будущей профессиональной деятельности;
•самореализация и последующая успешная социализация личности учащихся-участников инновационной деятельности;
•повышение профессиональной компетентности педагогов школы в использовании современных образовательных технологий;
•рост инновационного потенциала ГУО «Кохановская средняя школа имени И.П. Кожара Толочинского района».


Педагогические советы:

  • Инновационная деятельность как средство повышения качества образования.
  • Значение профессионального мастерства учителя в повышении качества образовательного процесса в условиях инновационной деятельности.
  • Информационная компетентность педагогического работника как основополагающее средство повышения качества образовательного процесса.
  • Работа педагогического коллектива по созданию условий для профориентации учащихся.

Темы, вопросы для обсуждения, формы работы ПДС «Исследовательская культура педагога»

Тема I: Исследовательская деятельность в школе
Вопросы:
1. Условия формирования исследовательской культуры как основной фактор профессионального становления учителя.
2. Исследовательская компетенция и ее место в системе образовательных компетенций.
3. Исследовательская деятельность учащихся как метод развития творческих способностей личности.
4. Принципы исследовательской деятельности.
Форма проведения: деловая игра

Тема II. Методологический аппарат научного исследования
Вопросы:
1. Научное исследование как особая форма познания
2. Выбор проблемы и темы; объект, предмет, гипотеза; цели и задачи исследования.
3. Теоретические и эмпирические методы исследования.
4. Эксперимент как метод познания и исследования.
Форма проведения: конференция

Тема III. Особенности планирования, осуществления и обобщения результатов педагогического исследования учителем.
Вопросы:
1. Выявление и формулировка педагогической проблемы.
2. Планирование педагогом этапов исследовательской деятельности.
3. Выбор методов исследования.
4. Сбор, накопление и обобщение полученных данных в ходе исследования, оформление результатов.
Форма проведения: семинар-практикум

Тема IV: Технология организации исследовательской деятельности учащихся
Вопросы:
1. Сущность понятий научно-исследовательская и учебно-исследовательская деятельность: общее и различное.
2. Особенности и содержание исследовательской деятельности учащихся.
3. Этапы технологии организации учебно-исследовательской деятельности учащихся.
4. Управление исследовательской деятельностью учащихся на уроках и во внеурочное время.
Форм проведения: конференция

Тема V: Система управления исследовательской и проектной деятельностью учащихся на уроке
Вопросы:
1. Факторы эффективности реализации исследовательской и проектной деятельности учащихся.
2. Ученическое научно – исследовательское общество как системный механизм управления исследовательской деятельностью учащихся в школе.
3. Практические советы учителю по осуществлению проектной и исследовательской работы школьников.
Форма проведения: аукцион идей

Тема VI: Проектная деятельность в учреждении образования
Вопросы:
1. Сущность проектной технологии.
2. Подходы к организации проектной деятельности в учреждении образования.
3. Логика формирования проекта
4. Выбор критериев оценки успешности проектной деятельности.
Форма проведения: круглый стол

Выступление директора школы Татарановича М.М. на заседании Совета отдела образования, спорта и туризма Толочинского райисполкома 23.04.2015 года

На повышенном уровне в 10 – 11 классах школы отдельные учебные предметы преподаются с 2012/2013 учебного года. Группы для обучения учащихся на повышенном уровне были сформированы в рамках участия учреждения образования в республиканском инновационном проекте «Внедрение модели углубленной дифференциации обучения учащихся на 2 и 3 ступенях общего среднего образования».

В числе объективных предпосылок включения педколлектива в инновационную деятельность 3 года тому назад можно назвать следующее: 

  •  желание попытаться разрешить таким образом определенные противоречия, тормозящие процесс развития общего среднего образования
  •  стремление более качественно и эффективно осуществлять возросшие образовательные запросы обучающихся и их законных представителей
  •  попытка путем деления классов на группы учащихся с примерно одинаковым уровнем познавательной мотивации и подготовки повысить показатели обученности как в группах с повышенным, так и в группах с базовым уровнем преподавания

Одним из важнейших критериев данной конкретной инновации является содержание государственных нормативных документов, ориентирующих 3 ступень общего среднего образования на создание условий для реализации потенциала личности старшеклассника, ее профессионального и жизненного самоопределения, а это значит, более сильной мотивации по отношению к познавательному процессу 
Введение с 2013/2014 учебного года изучения отдельных предметов на повышенном уровне во всех школах республики на 3 ступени образования, а также отсутствие на данный момент каких-либо оснований для отмены такой формы обучения, и более того, все чаще звучащие предложения осуществлять внешнюю дифференциацию обучения начиная с 6, 7 классов, подтверждают факт, что мы на правильном пути, хотя, возможно, это не единственный конкретный путь, и жизнь в будущем потребует искать новые формы повышения качества образования обучающихся и подготовки их к участию в трудовых отношениях.

Но уже сегодня можно констатировать, что такой подход обучения старшеклассников позволяет всем нам более полно удовлетворять образовательные запросы обучающихся и их родителей. За это время мы не допустили снижения уровня обученности на 3 ступени общего среднего образования, наоборот, имеются реальные положительные результаты совместной работы учителя и ученика. У учащихся более полно задействованы внутренние стимулы, с учетом которых они выбирают предмет, принимают решение о переходе в группу другого уровня.

Активизировалась работа педагогов по посещению курсов повышения квалификации, хозрасчетных семинаров, семинаров-консультаций в АПО. Мы без проблем перешли в 2013/2014 учебном году на организацию профильного обучения в 10 классе, используя полученный опыт. Был обеспечен требуемый уровень учебной нагрузки педагогов в условиях перехода на 20 часовой размер ставки учителя за счет открытия групп для изучения отдельных предметов на повышенном уровне.

Активизировалась работа по профориентации учащихся на 2 ступени общего среднего образования. Выпускники школы успешно проходят испытания при поступлении в высшие и средне-специальные учебные заведения. Как правило, все они успешно обучаются в выбранном учебном заведении.

Развивается учебно-материальная база школы для того, чтобы обеспечивались условия выполнения практической части учебных программ, в том числе и при обучении старшеклассников.

1. Глинский, А.А., Позняков, В.В. Инновационная площадка как ресурс развития педагогического коллектива // Кіраванне ў адукацыі – 2009 - №12 – С.17 – 24
Авторы статьи делятся опытом консультирования инновационных проектов, организации работы инновационных площадок, формулируют ряд проблемных вопросов, которые можно рассматривать в качестве типичных, и предлагают пути совершенствования деятельности педагогических коллективов, являющихся участниками инновационных образовательных проектов.

2. Добриневская, А.И. Координация инновационной деятельности в образовании //Кіраванне у адукацыі – 2006 - №5 – С.30 - 36
Статья посвящена проблеме координации, т.е. проблеме объединения интересов, целей, действий, усилий людей и организаций, преследующих общую цель. В организации инновационной деятельности в образовании координация, как и научно – методическое сопровождение, выступает как одна из главных функций управления и одно из главных условий эффективности этой деятельности. Главная цель управления инновациями на любом уровне – не иерархическое подчинение и исполнение воли начальников, а обеспечение единства и согласованности действий (при всем их многообразии) участников инновационного процесса.

3. Добриневская, А.И. Инновационный проект: содержание и экспертиза// Кіраванне ў адукацыі – 2008 - № 4. С. 32 – 35
Автор акцентирует внимание на то, что приоритетными направлениями инновационной деятельности является профильное обучение старшеклассников, индивидуализация образования, формирование ключевых учебных и социальных компетенций учащихся, развитие профессиональной компетентности педагогов, внедрение перспективных образовательных и управленческих технологий, психолого – педагогическое и научно – методическое сопровождение процесса и многое другое. В статье рассматриваются основные стадии инновационной деятельности, даются определения терминам «инновационный проект» и «инновационная деятельность», раскрываются сущность инновационного проекта, роль экспертного совета в организации и проведении инновационной деятельности, приводятся критерии оценки инновационной активности учреждений образования.


4. Добриневская, А.И., Запрудский, Н.И. Инновационный центр повышения квалификации педагогов на базе общеобразовательных учреждений – новая форма распространения инновационного опыта // Кіраванне ў адукацыі – 2008 - №4 – С.36 – 41
Авторы статьи предлагают проект примерного положения об Инновационном центре повышения квалификации педагогов по одному из направлений инновационной деятельности, которое призвано регламентировать деятельность центра. Приводится логико – смысловая модель и некоторые рекомендации для организаторов инновационной деятельности ИЦПК педагогов на примере внедрения профильного обучения.

5. Добриневская, А.И. Инновационным школам – инновационное управление// Кіраванне ў адукацыі – 2008 - №6 – С.23-27
Автор статьи дает характеристики инновационного управления учреждением образования, указывает основные направления перестройки системы управления, называет наиболее приоритетные технологии инновационных преобразований, перечисляет основные подходы к управлению инновациями в учреждении образования, называет специфические черты школы, работающей в инновационном режиме.

6. Добриневская, А.И. Основы инновационной деятельности: пошаговое руководство// Кіраванне ў адукацыі – 2008 - №7 – С.24-27
Инновационная деятельность предъявляет высокие требования к профессионально – личностным компетенциям участников и организаторов, диктует необходимость постоянного уточнения содержания этих компетенций при реализации каждого этапа. На первом этапе инновационной деятельности основными выступают теоретическая, практическая и личностная компетентность педагогов, на последующих – исследовательская, аналитическая, рефлексивная, методическая, коммуникативная, ценностно – смысловая, социальная, инновационная.

7. Добриневская, А.И. Основные направления инновационной деятельности в образовательной сфере Республики Беларусь // Кіраванне ў адукацыі – 2009 - №3 – С.33-36
В статье поднимается проблема разработки и исследования эффективности механизмов внедрения нового, механизмов и технологий развития инновационной компетентности педагогов в школе, проблема координации и научно – методического сопровождения инновационной деятельности на всех уровнях, проблемы фундаментальной подготовки организаторов и участников инновационной деятельности.

8. Добриневская, А.И. Интеллект – карты и логико – смысловые модели – универсальные средства самообразования, управления, обучения и развития // Кіраванне у адукацыі – 2011- № 11
Интеллект – карты (карты памяти, карты разума – MindMap– Тони Бьюзен) и логико – смысловые модели (В.Штейнберг) могут быть использованы во всех классах, на уроках по всем предметам и даже в любой сфере деятельности, где требуется использовать, развивать и совершенствовать интеллектуальные умения. Это технология развития мышления, внимания, всех видов памяти и интеллекта. С их помощью ученики сохраняют интерес к учебному материалу, карты помогают им не запутаться в той информации, которая предлагается и изучается.

9. Добриневская, А.И. Как и зачем учителю – инноватору вести педагогический дневник // Адукацыя і выхаванне – 2013 - №1 – С.30 - 36
Статья предназначена для тех, кто хочет максимально эффективно использовать возможности собственного интеллекта, кто хочет не только участвовать в инновационной деятельности учреждения образования, но и способствовать ее максимальной эффективности. Данная статья для тех, кто стремится к успеху и желает жить интересно и насыщенно. Идея полезности дневника прошла тысячелетнюю проверку временем, предложенная система записей использовалась выдающимися умами человечества. Дневник смело можно назвать одним из лучших тренажеров для развития интеллекта, а также одним из самых эффективных инструментов управления временем, моделирования жизни, самопознания и самосовершенствования, повышения эффективности инновационной деятельности.

10. Добриневская, А.И., Запрудский Н.И. Организационно – управленческие условия введения мультипрофильного обучения на III ступени общего среднего образования// Адукацыя і выхаванне – 2014 - №11 – С.46 – 51
Проблема выбора модели дифференциации обучения на III ступени общего среднего образования является актуальной, потому что существует проблема качества образования. Очевидно, что овладение учащимися содержанием учебных программ, их воспитание, развитие, социализация напрямую связаны с тем, насколько в образовательном процессе учитываются их образовательные запросы, способности и возможности. В статье обсуждаются особенности мультипрофильного обучения на IIIступени общего среднего образования, которое создает необходимые предпосылки для индивидуального подхода в образовательном процессе, а также алгоритм и механизмы его внедрения в образовательный процесс с целью повышения качества образования.

11. Добриневская, А.И, Заламай, Е.А. Выявление и развитие инновационного потенциала учреждений образования // Адукацыя і выхаванне – 2013 - №1
Речь в статье идет о готовности педколлектива к осуществлению инновационной деятельности. Составляющие готовности учителя - мотивация, достижение признания и уважения, повышение качества собственной профессиональной деятельности, а не материальный мотив; знания о современных тенденциях, подходах и требованиях к системе образования, об инновационных моделях и технологиях обучения, т.е. предметная, психолого – педагогическая и методическая компетентность педагога; готовность педагога к инновационной деятельности – компетентность в области педагогической инноватики.

12. Елизаров, А. А., Капитанская, А. К. Технология самообобщения и описания педагогического опыта: Методические рекомендации. МО РФ, РИПКРО. - М., 1996.
Рекомендации раскрывают этапы работы учителя по осмыслению и описанию собственного педагогического опыта. Предназначаются методистам, руководителям, и педагогическим ра¬ботникам образовательных учреждений.

13. Журавлев, В. И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. - М.,1984.
Одно из центральных мест в монографии занимают вопросы, посвященные НПО. Опыт как предмет оценки ученых и как объект научного преобразования рассмотрен под несколькими углами зрения. Проанализированы динамика, содержание, масш¬табы влияния феноменов коллективного опыта; выявлены тенденции возникновения, живучести, способности опыта передаваться от учителя к группам, осваиваться, условия неприятия и затухания.

14. Загвязинский, В. И. Методология и методика дидактического исследования. — М., 1982.

15. В книге рассматриваются методологические проблемы дидактики и методические принципы дидактического исследования, его логика, основные этапы и методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования Изу-чение и обобщение ППО автор относит к общим методам эмпирического исследования, который по существу представляет собой комплексную методику, включающую определенным образом соотнесенные частные методы.

16. Запрудский, Н.И. Контрольно – оценочная деятельность учителя и учащихся: пособие для учителя/ Н.И.Запрудский. – Минск: Сэр – Вит, 2012
В пособии рассматривается место контрольно – оценочной деятельности субъектов образовательного процесса в дидактической системе учителя, а также ее особенности в различных моделях обучения: предметно – ориентированной, технологической и личностно ориентированной. Показано, как включать учащихся в активную оценку, которая эффективно обеспечивает их познавательную деятельность. Описаны средства вовлечения учащихся и их родителей в оценочную деятельность. Приведены соответствующие практические приложения.

17. Запрудский, Н.И. Методическая поддержка инновационной деятельности в школе // Кіраванне ў адукацыі – 2006 - №10 – С.39 – 42
В учреждениях образования возникают ситуации, которые требуют перемен: неудовлетворенность результатами централизованного тестирования, школьного мониторинга образования, недостаточная социализация выпускников, проблемы со здоровьем детей и т.п. В силу этих и других причин в школах предпринимаются меры, которые направлены на исключение или минимизацию существующих противоречий и проблем, на адаптацию школы к изменяющимся условиям и новым ожиданиям государства и социума, на развитие образовательной практики. Эти меры в совокупности представляют собой целенаправленный процесс введения инноваций, в котором большую роль играет целенаправленная и системная методическая поддержка, включающая организационное, учебно – методическое и научно – методическое сопровождение введения в практику инноваций.

18. Запрудский Н.И. Технология исследовательской деятельности учащихся: сущность и практическая реализация // Фiзiка: праблемы выкладання. – 2009. – № 4. – С. 51–57.
Несмотря на пристальное внимание к теме, заявленной в заголовке статьи, данная проблема остаётся актуальной: многие педагоги не различают проектное и исследовательское обучение, затрудняются в выборе тем для исследований, часто сами (за учеников) выполняют исследовательскую работу (действительно, иногда легче самому выполнить нечто, чем другого организовать на дело) и т.п. Существующие профессиональные затруднения учителей обусловили желание автора представить своё понимание данной темы. Это понимание сложилось на основе осмысления методологических основ исследовательской деятельности, анализа опыта учителей и своего опыта управления исследованиями учеников.

19. Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии. – Минск: Сэр-Вит, 2010
Данное пособие раскрывает современные представления о технологиях осуществления учебно-воспитательного процесса в средней школе. Приведены подробные описания ряда наиболее эффективных и востребованных педагогами технологий: интегральной, кооперативного обучения, проектного обучения, педагогических мастерских. Освещается проблема внедрения технологий в образовательную практику школ.

20. Инновационные ресурсы в педагогическом процессе/сост. Г.М.Галуза, Н.П.Лепленко, В.Г.Яценко. – Минск: Красико-Принт, 2013.
В основе книги – ряд инновационных идей, главная из которых состоит в том, чтобы при разработке плана предметного урока и его проведения развитие познавательной деятельности осуществлялось посредством интеграции: межпредметных связей, профориентационной направленности, формирования исследовательской компетентности.

21. Использование инновационных педагогических технологий в учреждениях образования: материалы Междунар. науч.- практ.конф., Минск, 18-19 дек. 2008 г./ под ред. д-ра пед.наук Г.И.Николаенко; ГУО «Акад.последиплом.образования». – Минск: АПО, 2008
Сборник содержит теоретически содержательные и практикоориентированные материалы, в которых рассматриваются проблемы использования инновационных педагогических технологий в образовательном процессе. В работах ведущих отечественных и зарубежных ученых раскрывается научный смысл таких вопросов, как сущность инновационного образования, философские основы инноваций в современном мире, гуманная педагогика и духовно – нравственное воспитание и др. Представлены авторские педагогические технологии и методики. В сборник также включены тезисы, посвященные вопросам создания здоровьесберегающей и развивающей среды, организация управления инновационными процессами в учреждениях образования, повышения квалификации педагогических кадров.

22. Лазарев, В.С. Управление инновациями в школе - М.: Центр педагогического образования, 2008
Автор книги поставил задачу убедить читателя в том, что нынешняя школа нуждается в серьезных качественных изменениях. Если она претендует на создание условий, обеспечивающих развитие учеников, то сама должна стать развивающейся. Идея эта не нова, и кризис образования, о котором мы слышим уже не одно десятилетие, как раз и проявляется в отставании от перестройки в других сферах социальной жизни. Автор рассматривает вопросы системного развития образовательного учреждения. В этой связи несомненный интерес (не столько теоретический, сколько практический) представляет глава «Системное развитие школы: проектирование желаемой образовательной системы», где речь идет о планировании развития школы. Часть разделов книги посвящены проектным технологиям и организации экспериментальной работы в учреждении образования.

23. Лазарев, В. С, Поташник, М. М., Моисеев, А. М. и др. Управление развитием школы - М , 1995.
Авторы, научные сотрудники Института управления образованием РАО, знакомят читателя с современным подходом к управлению развитием образовательного учреждения. Особое внимание уделено организации инновационных процессов в школе и технологии управления ими, подготовке программ развития образовательных учреждений, построению новых организационных структур управления в школах, перешедших в режим развития.

24. Лазарев, В.С. Направления и задачи совершенствования инновационной деятельности в образовании// Педагогика – 2013 - №3. С.3-13
В статье обосновывается необходимость повышения способности образовательных учреждений к развитию как условия эффективного введения новых стандартов образования. Вводится понятие способности учреждения образования к развитию и предлагается программа ее повышения посредством модернизации системы инновационной деятельности.

25. Львов, М. Ф. Передовой опыт и творчество учителей // Советская педагогика. - 1989. - №1.
Что можно назвать передовым педагогическим опытом? Как определить, измерить степень новизны? Как оценивать опыт, входящий в конфликт с существующей системой? Этих и дру¬гих вопросов касается автор и пытается наметить пути их решения.

26. Маевская, В.А. Нормативное правовое регулирование инновационной деятельности в общеобразовательных учреждениях республики // Кіраванне ў адукацыі – 2009 - №12 – С.53 – 56
Документация по инновационной работе для всех участников и организаторов инновационной деятельности в образовании должна стать настольной книгой, ее надо знать, ее важно изучать глубоко и постоянно, индивидуально и целевыми группами. Глубокое знание нормативной правовой базы инновационной деятельности, ее грамотное использование – важнейшее условие успеха инновационных преобразований в системе образования. Инновационная деятельность в образовании – явление системное, поэтому ее успех определяется системностью мышления, системностью подходов и системностью действий ее участников и организаторов.

27. Мазурок, И.А. Управление инновационной деятельностью педагогического коллектива учреждения образования/ И.А.Мазурок // Тенденции инновационного развития инженерно-педагогического образования: сборник научных статей – Минск: МГВРК, 2014. С.73-79
Статья посвящена технологическим аспектам обеспечения управления инновационной деятельностью педагогического коллектива учреждения образования. В материале рассматриваются основные проблемы управления данным объектом, обосновываются подходы к разработке управленческого алгоритма деятельности, формируется представление о роли управления инновационной деятельностью в развитии учреждения образования, определены этапы и содержание управленческой деятельности.

28. Монастырный,А.П., Дзюба,И.А. Республиканская информационно – аналитическая система по педагогическим инновациям и эффективному педагогическому опыту // Кіраванне ў адукацыі – 2011 - №12 – С.9 – 14
При проектировании и ведении инновационной деятельности специалистами востребованы различные виды информационных ресурсов: нормативные правовые документы, электронные образовательные ресурсы и т.п. Их сбор и систематизация требуют больших усилий в области организационной, научно – методической и информационно – аналитической работы. Для решения этой задачи в Академии последипломного образования создана Республиканская информационно – аналитическая система по педагогическим инновациям и эффективному педагогическому опыту (РИАС ПИЭПО). Основная задача РИАС ПИЭПО - актуализация и аккумулирование информации о состоянии инновационной деятельности в учреждениях общего среднего, дошкольного, внешкольного и специального образования на основе компьютерной обработки документов, предоставление возможности просмотра, поиска и целенаправленного отбора ресурсов для ее сопровождения.

29. Обухов, А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. - М.: Издательство «Прометей» МПГУ, 2006. – 224 с.
Книга посвящена актуальной теме личностного и познавательного развития подрастающего поколения в ходе исследовательской деятельности. Феноменология исследования рассматривается через биологические предпосылки (исследовательская активность и исследовательское поведение), социокультурные детерминанты (нормы исследовательской деятельности) и исследовательскую позицию (субъективно значимую потребность личности). Обсуждаются основные психолого-педагогические задачи и проблемные вопросы, связанные с развитием исследовательской деятельности учащихся в современном образовательном пространстве. Описывается опыт организации социокультурного взаимодействия учащихся и экспедиций с подростками в системе развития исследовательской деятельности учащихся. Книга адресована всем, кто задумывается о психологической роли исследования в современном мире, занимается развитием исследовательской деятельности учащихся в различных предметных областях и интересуется новыми формами организации образовательной деятельности.

30. Пальчевский, Б.В. Дидактические сценарии уроков как инновации в образовании// Тэхналагiчная адукацыя – 2010 - №4. С. 20-31
В статье раскрываются такие вопросы, как сущность, возможности, структура и содержание дидактических сценариев урока. Рассмотрение всех аспектов этой инновации в образовании осуществляется в рамках современной образовательной среды и одного из базовых ее компонентов – учебно-методического. Содержание статьи построено на аналитике современного состояния вопроса становления дидактических сценариев в рамках системы образования.

31. Скаткин, М.Н. Методология и методика педагогических исследований. - М., 1986.
Известный ученый-педагог обосновывает предмет и задачи методологических исследований педагогических проблем, их роль в повышении теоретического и методологического уровня педагогических исследований. Один из разделов монографии посвящен изучению и использованию передового педагогического опыта.

32. Терегулов Ф. Ш. Критерии передового педагогического опыта // Советская педагогика. - 1989 - №1.
Автор анализирует критерии передового педагогического опыта, выделяемые известными педагогами исследователями, намечает основные критерии, соответствующие определенным этапам в развитии передового педагогического опыта, и соотносит их с определенным уровнем опыта

33. Турбовский, Я. С. Обобщение педагогического опыта: теория и технология // Magister. - 1997 - №2.
Автор анализирует причины низкой эффективности обобщения опыта, определяет принципиальные различия между деятельностъю по созданию опыта и его обобщению, предлагает рефлексивную цепочку обобщения педагогического опыта, раскрывает основные характеристики таких форм адресного обобщения опыта, как показ, рассказ, описание.