Организация работы по самообразованию - Кохановская СШ
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Организация работы по самообразованию


В помощь педагогу: организация работы по самообразованию


Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, в умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным.
Основными принципами самообразования являются:

  • непрерывность,
  • целенаправленность,
  • интегративность,
  • единство общей и профессиональной культуры,
  • взаимосвязь и преемственность,
  • доступность,
  • опережающий характер,
  • перманентность перехода от низкой ступени к высшей,
  • вариативность и др.

Основные направления, в которых учителю необходимо заниматься самообразованием:

• профессиональное (предмет преподавания);
• психолого – педагогическое (ориентированное на учеников и родителей);
• психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.)
• методическое (педагогические технологии, формы, методы, и приемы обучения);
• правовое;
• эстетическое;
• историческое;
• иностранные языки;
• политическое;
• информационно – компьютерные технологии;
• охрана здоровья;
• интересы и хобби.

Суть процесса самообразования заключается в том, что учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в развитии личности и профессиональной деятельности.
Источниками знаний учителя могут быть:

  • телевидение;
  • газеты, журналы;
  • литература (методическая, научно – популярная, публицистическая, художественная и др.);
  • Интернет;
  • видео, аудио;
  • платные курсы;
  • семинары и конференции;
  • мастер – классы;
  • мероприятия по обмену опыта;
  • экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;
  • курсы повышения квалификации;
  • путешествия.

Все вышеуказанные источники можно разделить на способствующие личностному росту и способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.

Составляющие процесса самообразования учителя


Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получиться: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать, писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?

  • Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения.
  • Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
  • Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.
  • Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.
  • Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни.
  • Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.

Конкретные виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту учителя:

  • чтение конкретных педагогических периодических изданий, чтение методической, педагогической и предметной литературы;
  • систематический просмотр определенных телепередач;
  • обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологиях;
  • решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности или нестандартной формы;
  • посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;
  • дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;
  • изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов;
  • систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
  • проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;
  • организация внеурочной деятельности по предмету;
  • изучение информационно – компьютерных технологий;
  • посещение предметных выставок и проведение тематических экскурсий по предмету;
  • общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете.
  • Результат самообразования
  • В личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок:
  • результаты самообразования учителя на определенных этапах (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно);
  • повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будут определяться эффективность и качество);
  • разработанные и изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;
  • доклады, выступления;
  • разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
  • разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
  • создание педагогических разработок;
  • проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер – классов;
  • обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).