Отдел образования, спорта и туризма Толочинского райисполкома
Районный учебно-методический кабинет
РАЙОННАЯ
КОМПЛЕКСНО-ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»»
(2014-2018 ГОДЫ)
Толочин, 2014 год
-
ВВЕДЕНИЕ
Проблема развития интеллектуально-творческого потенциала личности
занимает приоритетное место в современном мире, является одной из основных образовательных задач. Обучение и воспитание одаренных детей в педагогической теории и практике в настоящее время стало приоритетным направлением, имеющим статус социально значимого, обеспечивающего общество ресурсами экономического роста, высокого качества жизни, и требует перестройки жизнедеятельности школы, перехода «от всех к каждому», подготовки учителя к работе с одаренными детьми. В нашей стране данная проблема приобрела статус государственной политики.
Опыт и практика предшествующих лет показывают, что работа по развитию детской одаренности будет успешной, если она будет иметь целенаправленный и системный характер, учитывать все возможности и направления развития интеллектуального и духовного потенциала личности, а также при условии объединения усилий всех заинтересованных сторон: учреждений образования, семьи, учреждений дополнительного образования, общественных организаций. Актуальной задачей учреждений образования всех типов является создание оптимальных условий, помогающих раскрытию и реализации способностей одаренных (высокомотивированных), талантливых детей.
Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности учреждения образования.
Одаренные дети нуждаются в индивидуализированных программах обучения. Педагоги, работающие с такими детьми, должны проходить специальную подготовку. Именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в «своем» учителе.
Работа с одаренными учащимися Толочинского района проводилась в рамках утвержденной на 2009-2013 годы районной программы «Одаренные дети». В учреждениях образования созданы свои региональные системы работы с высокомотивированными учащимися. Исходя из местных условий, традиций школы, запросов семьи и ребенка все учреждения образования определили для себя системообразующие направления деятельности в работе с одаренными (высокомотивирующими) детьми.
Активно включились в процесс работы с детьми, имеющих склонности к туристко-краеведческой работе, художественному творчеству, эстетической и экологической деятельности, технического и декоративно-прикладного творчества и другой направленности в учреждениях образования района. В кружках и секциях занимается 48% учащихся. Особое место занимают спортивные кружки (занятия по интересам), секции в развитии физических качеств школьников и укрепления здоровья, организация досуга детей. Традиционным стало проведение в районе выставок декоративно-прикладного творчества, спортивных соревнований, туристических слетов, турниров интеллектуальных игр, конкурсов художественной самодеятельности, проводится круглогодичная спартакиада школьников, организована работа факультативных занятий различной направленности и др.
Начиная, с 2007 года активизировалась работа по исследовательской деятельности учащихся, в районе стала проводиться научно-практическая конференция «Я – исследователь!» среди учащихся 4-11 классов.
Для учащихся 4 классов с 2004 года в районе начата работа по участию в районной круглогодичной олимпиаде по учебным предметам. Свои результаты в олимпиадном движении в 2012 году учащиеся 9-10 классов показали, выступая на ІІ и ІІІ этапах республиканской олимпиады по учебным предметам “История”, “Математика”, “Русский язык и литература”, есть призеры.
Настоящая комплексно - целевая программа базируется на реализации Кодекса Республики Беларусь об образовании, других нормативных правовых актах и призвана обеспечить планомерность и систематичность процесса развития и поддержки одаренных (высокомотивированных), талантливых учащихся в школе, дошкольных учреждениях образования, учреждениях дополнительного образования.
2. Цель районной комплексно-целевой программы: создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных (высокомотивированных), талантливыми детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.
Задачи:
-
создание системы работы с детьми;
-
осуществление социальной защиты одаренных (высокомотивированных), талантливых детей;
-
развитие спектра образовательных услуг удовлетворяющих потребности, интересы детей;
-
подготовка и повышение квалификации педагогических кадров по работе с одаренными (высокомотивированными), талантливыми детьми;
-
научно-методическое и информационное сопровождение процесса развития одаренных;
-
создание механизма межведомственного взаимодействия в работе с одаренными (высокомотивированными), талантливыми детьми
-
выявить, обобщить и транслировать эффективный опыт работы педагогов района в рамках осуществления сопровождения одаренных (высокомотивированных), талантливых детей.
Сроки реализации: 2014 - 2018 гг.
Предполагаемый результат – создание региональной, управленческой, целостной системы по сопровождению одаренных (высокомотивированных), талантливых детей
Основные направления работы
В рамках реализации районной комплексно-целевой программы «Одаренные дети» предусматриваются следующие направления деятельности :
Координационное направление – деятельность специалистов, методистов, руководителей учреждений образования, отдела образования, спорта и туризма в рамках нормативного правового обеспечения деятельности, ведения документации, создание программного обеспечения по сопровождению одаренных (высокомотивированных), талантливых детей, анализ, контроль, экспертиза.
Информационное направление – привлечь внимание педагогической общественности к проблемам одаренных детей, создание и пополнение банка данных об одаренных (высокомотивированных), талантливых детей, банка данных образовательных программ и методических материалов для работы с одаренными (высокомотивированными), талантливыми детьми.
Диагностическое направление – включает в себя проведение диагностики одаренных детей, создание банка данных «Одаренные дети».
Кадровое обеспечение – предусматривает повышение квалификации педагогических работников и оказание им информационной и методической помощи, создание условий для отработки и применения новых педагогических технологий.
Подготовка педагогов к работе с одаренными детьми должна обеспечивать становление и развитие как базового, так и специфического компонентов их профессиональной квалификации:
-
создание психолого – педагогических условий для развития профессионального мастерства;
-
формирование комплексного подхода (психолого-педагогического и профессионально-личностного роста) к образованию педагогов;
-
определение профессионально-личностных качеств педагогических работников, работающих с одаренными (высокомотивированными), талантливыми детьми.
Районная комплексно - целевая программа включает в себя:
-работа с учащимися;
-работа с родителями (законными представителями несовершеннолетних);
-работа с педагогическими коллективами, индивидуальную работу с педагогами.
Каждое направление программы реализуется ежегодно, возможна корректировка содержания, форм и методов реализации программы.
Программа «Одаренные дети» объединяет блоки основного и дополнительного образования через психолого-педагогический блок для создания гарантированных возможностей с целью развития способностей одаренных детей.
Модель одаренного ребенка
-
личность, здоровая физически, духовно-нравственно и социально;
-
личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществить поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности, владеющими средствами и способами исследовательского труда;
-
личность, способная осуществлять самостоятельно продуктивную деятельность;
-
личность, обладающая разносторонним интеллектом, компенсаторными способностями, высоким уровнем культуры;
-
личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающая и другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражение;
-
личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей.
Общие аспекты одаренности
Что же можно подразумевать под одарённостью?
Однозначного ответа по этому вопросу нет. На этот счёт выдвигается много вариантов определения, но наиболее понятным является выражение психолога К. К. Платонова. «Одаренность – генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии». Наиболее заметна одарённость у детей. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
До сих пор в науке и педагогической практике представлены две противоположные точки зрения на одаренность. Сторонники одной из них считают, что одаренным является каждый нормальный ребенок и нужно только вовремя заметить конкретный вид способностей и развить их. По мнению исследователей, разделяющих противоположную точку зрения, одаренность представляет собой весьма редкое явление, присущее лишь незначительному проценту людей, поэтому явление одаренного ребенка подобно кропотливому поиску крупиц золота. Ясно одно, что и в первом, и во втором случае, детям необходимо целенаправленное развитие.
Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного общества. Прежде всего, потому, что полное раскрытие способностей и талантов ребёнка важно не только для него самого, но и для общества в целом: новому обществу нужны люди с нестандартным мышлением. Они умеют ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему. Поэтому, если мы строим новое общество, то и люди там должны быть инициативные, творческие, заинтересованные, умеющие думать и действовать продуктивно. Таким образом, во главу образования в наше время ставится личность и её потенциальные возможности.
Понятие «одаренность» имеет несколько различных значений. Мы будет рассматривать термин «одаренность» в наиболее употребительном его значении.
Одаренность - это высокий уровень развития каких-либо способностей, а одаренные дети, соответственно, дети с достаточно высокоразвитыми способностями.
Способности - это способы выполнения деятельности. Не отдельные приемы, а глобальные, фундаментальные способы. От природы способностей нет, и не может существовать - ведь способы необходимо каждому человеку выработать, приобрести каким-то образом, прежде всего в деятельности.
Задатки - это реальные особенности мозга, которые, развиваясь, превращаются (а могут и не превратиться) в способности.
Согласно учению американского психолога Джозефа Рензулли, одаренность представляет собой сочетание трех характеристик:
- интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);
- творческости;
- настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).
Рис. 1. Элементы человеческого потенциала Дж. Рензулли
Итак, одаренность - это комплекс, включающий все три характеристики. Рассмотрим эти характеристики более подробно.
Интеллектуальная одаренность.
В плоть до середины XX века одаренность определяли исключительно по специальным тестам интеллекта (IQ). Эта практика вызывала много споров.
Но вычисленный на основе результатов ответов по специальным тестам коэффициент интеллекта оказался мало полезным в педагогической практике и в особенности как основание для прогнозирования будущих достижений. Как свидетельствовали многолетние исследования, высокий коэффициент интеллекта, проявленный в детстве, мало что говорит о том, станет ли ребенок выдающимся ученым, художником, руководителем.
Творческая одаренность.
Одним из первых практиков, кто обнаружил, что интеллектуальная одаренность не может рассматриваться как универсальная личностная характеристика, был американский ученый Е. П. Торренс. Наблюдая за своими учениками, он пришел к выводу, что успешны в творческой деятельности не те дети, которые хорошо учатся, и не те, кто имеет очень высокий коэффициент интеллекта (IQ). Точнее, эти показатели (учебная успешность и высокий интеллект) могут присутствовать, но они не являются обязательными гарантами будущих и настоящих успехов в жизни. Для творчества, а именно это требуется от талантливого человека в любой сфере, необходимо нечто другое.
Креативность - одна из важнейших характеристик одаренности. Расположенность к творчеству - высшее проявление активности человека, способность создавать нечто новое, оригинальное. Расположенность к творчеству представляет, прежде всего, особый склад ума. Важное значение в процессе творчества имеют воображение, интуиция, неосознаваемые компоненты умственной активности. В материалах исследований психологии творчества, проведенных в последнее время, содержатся довольно много параметров, характеризующих это свойство личности. У П. Торренса их четыре (беглость, оригинальность, гибкость, разработанность)
Мотивация
Мотив (от французского motif - "побудительная причина") - психическое явление, становящееся побуждением к деятельности.
При решении педагогических задач важно не только то, что делает ребенок, но и то, зачем он это делает, что движет им, что заставляет его действовать. Исследователи во всех странах мира изучают проблему мотивации учения, поведения, деятельности, иначе говоря, ищут ответ на вопрос "зачем это нужно ребенку".
Современное определение понятий одаренности.
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.
Признаки одаренности:
-
высокие интеллектуальные способности;
-
высокие творческие способности;
-
способность к быстрому усвоению материала и отличная память;
-
любопытство, любознательность, стремление к знаниям;
-
высокая личностная ответственность;
-
самостоятельность суждений;
-
позитивная Я-концепция, связанная с адекватной самооценкой.
Виды одаренности в деятельностях
-
в познавательной – интеллектуальная одаренность различных видов
-
в художественно-эстетической – хореографическая, сценическая, изобразительная, музыкальная, литературно-поэтическая
-
в практической – одаренность спортивная, организационная
-
в коммуникативной – лидерская
Проблемы выявления одарённых детей
Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна.
Необходимо предельно снизить вероятность ошибки, которую можно допустить в оценке одаренности ребенка как по положительному критерию, так и по отрицательному критерию: высокие значения того или иного показателя не всегда являются свидетельством одаренности, низкие значения того или иного показателя еще не являются доказательством ее отсутствия. Данное обстоятельство особенно важно при интерпретации результатов тестирования. Так, высокие показатели психометрических тестов интеллекта могут свидетельствовать всего лишь о мере обученности и социализации ребенка, но не о его интеллектуальной одаренности. В свою очередь, низкие показатели по тесту креативности могут быть связаны со специфической познавательной позицией ребенка, но никак не с отсутствием у него творческих способностей. Для диагностирования способностей необходимо подбирать несколько тестов по заданному аспекту изучения.
Проблема выявления одаренных детей имеет четко выраженный этический аспект. Идентифицировать ребенка как «одаренного» либо как «неодаренного» на данный момент времени - значит искусственно вмешаться в его судьбу, заранее предопределяя его субъективные ожидания. Многие жизненные конфликты «одаренных» и «неодаренных» коренятся в неадекватности (и легкомысленности) исходного прогноза их будущих достижений. Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талант взрослого человека. Соответственно, далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
• принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
• принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
• принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
• принцип создания условий для совместной работы учащихся при
минимальном участии учителя;
• принцип свободы выбора учащимся дополнительных
образовательных услуг, помощи, наставничества.
Педагогические технологии и методики, применяемые в старших классах
Так как большинство старшеклассников мотивированы на продолжение учебы и стремятся подготовить себя к профессиональной деятельности, наиболее эффективными являются технологии, которые реализуют идею индивидуализации обучения и дают простор для творческого самовыражения и самореализации учащихся. Это, прежде всего технология проектного обучения, которая сочетается с технологией проблемного обучения, и методика обучения в «малых группах».
I. Технология проблемного обучения.
Эту технологию мы рассматриваем как базовую, поскольку преобразующая деятельность ученика может быть наиболее эффективно реализована в процессе выполнения заданий проблемного характера. Как показывает опыт, решение задач проблемного содержания обеспечивает высокий уровень познавательной активности учащихся.
Структура процесса проблемного обучения представляет собой комплекс взаимосвязанных и усложняющихся ситуаций. Реализуя технологию проблемного обучения, учитель чаще всего использует проблемные вопросы в форме познавательной (проблемной) задачи. Алгоритм решения проблемной задачи включает четыре этапа:
1)осознание проблемы, выявление противоречия, заложенного в вопросе, определение разрыва в цепочке причинно-следственных связей;
2) формирование гипотезы и поиск путей доказательства предположения;
3)доказательство гипотезы, в процессе которого учащиеся переформулируют вопрос или задание;
4) общий вывод, в котором изучаемые причинно-следственные связи являются и выявляются новые стороны познавательного объекта или явления.
Таким образом, совокупность целенаправленно сконструированных задач, создающих проблемные ситуации, призвана обеспечить главную функцию проблемного обучения - развитие умения мыслить на уровне взаимосвязей и зависимостей. Это позволяет школьникам приобрести определенный опыт творческой деятельности, необходимый в процессе ученических исследований.
2. Методика обучения в малых группах.
Эта методика наиболее эффективно применяется на семинарских занятиях. Суть обучения в «малых группах» заключается в том, что класс разбивается на 3-4 подгруппы. Целесообразно, чтобы в каждую из них вошли 5-7 человек, поскольку в таком количестве учебное взаимодействие наиболее эффективное.
Каждая микрогруппа готовит ответ на один из обсуждаемых на семинаре вопросов, который может выбирать как по собственному желанию, так и по жребию. При обсуждении вопросов участники каждой группы выступают, оппонируют, рецензируют и делают дополнения. За правильный ответ школьники получают индивидуальные оценки, а «малые группы» - определенное количество баллов.
Игровая ситуация позволяет создать на семинаре необходимый эмоциональный настрой и побудить школьников к более напряженной и разнообразной работе.
3.Технология проективного обучения
В основе системы проектного обучения лежит творческое усвоение школьниками знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности, то есть проектирования. Продукт проектирования - учебный проект, в качестве которого могут выступать текст выступления, реферат, доклад и т.д.
Важно, что проектное обучение по своей сути является личностно ориентированным, а значит позволяет школьникам учиться на собственном опыте и опыте других. Это стимулирует познавательные интересы учащихся, дает возможность получить удовлетворение от результатов своего труда, осознать ситуацию успеха в обучении.
4. Спецкурсы
Спецкурсы как одна из форм организации образовательного процесса представляет собой систему учебных занятий, содержание которых позволяет ученикам выполнить свои исследовательские проекты, углубленно изучить отдельные разделы школьной программы или получить знания в интересующих их областях знаний. Своеобразие спецкурса заключается в том, что основу его содержания составляют темы, которые не рассматриваются на уроках, но доступны и интересны для изучения детьми; требует активной работы с дополнительной литературой, самостоятельного осмысления проблем, умения работать с устным изложением учителя как источником информации. Наиболее актуальны спецкурсы в старших классах, где учебный материал может быть сгруппирован крупными блоками. К тому же обычно старшеклассники уже имеют опыт самостоятельной творческой деятельности.
Спецкурс проводится поэтапно. На первом этапе учитель проводит диагностику уровня учебных возможностей, познавательных интересов, мотивов деятельности учащихся. Затем педагог разрабатывает примерную тематику исследовательских проектов, которые могут быть выполнены в рамках спецкурса, затем учитель проводит групповые консультации, цель которой - познакомить учащихся с основными приемами работы над исследовательским проектом, объясняет цели и задачи спецкурса как средства подготовки учащихся к самостоятельной работе над проектом.
Четвертый этап - собственно спецкурс, который включает определенное количество учебных занятий. Большая часть занятий предполагает проблемное изложение нового материала. Особое значение имеет проблемный семинар, цель которого - обобщение и систематизация полученных знаний. Пятый этап изучения спецкурса представляет собой проект и подготовку творческой работы к защите. На шестом этапе проводится ученическая научная конференция, на которой проходит защита исследовательских проектов.
Этапы выявления «Одаренных детей»:
I этап - аналитический (1—4-й год обучения) — при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической и т.д.
Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие таких, познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик смог реализовать свои эмоциональные, физические потребности.
Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно самой природной деятельности в области художественного развития.
Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом,
чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах II и III ступени.
II этап - диагностический (5—7-е классы) — на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.
Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин. Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным.
На II этапе нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий.
На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания и т.д.
Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе. Основой такой системы выступает погружение в культуру функциями системы являются обучение и воспитание, а организующим началом – игра.
III этап формирования, углубления и развития способностей учащихся (8—9-е классы) (допрофильная подготовка).
ІІ ступень общего среднего образования является особым образовательным пространством, в рамках которого, одной стороны, завершается выполнение обществом его обязательной функции по формированию социально-адаптированной личности, а с другой стороны, реально происходит постепенная переориентация доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией системы ЗУНов к созданию условий для комплекса компетенций, которые рассматриваются как способности человека реализовать свои замыслы в условиях многофакторного информационного коммуникационного пространства. Исходя из этого, формируются новые принципы и методология организации образовательного пространства в школе:
- выработка проектно-исследовательских навыков (проектная методика);
- четко определенное с этической точки зрения коммуникативное поле.
IV этап определение выбора профиля обучения на ІІІ ступени общего среднего образования (профильное обучение, повышенный уровень обучения) – 10-11 классы
Главной задачей отдела образования, спорта и туризма, местных исполнительных и распорядительных органов – создать целесообразную модель профильного обучения. Учреждения общего среднего образования должны соблюдать комплекс условий в решении об организации профильного обучения на ІІІ ступени общего среднего образования:
1) готовность и заинтересованность всех участников образовательного процесса в организации профильного обучения на ІІІ ступени общего среднего образования;
2) наличие в учреждении образования необходимых кадровых, материально-технических и учебно-методических ресурсов:
- педагогические кадры, квалификационный и образовательный уровни которых позволяют обеспечить качество образования;
-современная информационно-образовательная среда, включающая как наличие современной компьютерной техники, так и программное обеспечение, информационно-образовательные ресурсы;
-наличие оснащенных учебных кабинетов физики, химии, биологии и др., позволяющих в полном объеме реализовывать практическую часть учебных программ для повышенного уровня по соответствующим учебным предметам и др.;
3)рациональное сочетание возможностей учреждения общего среднего образования (количество имеющих часов факультативных занятий, учебных кабинетов различной площади, режим работы учреждения общего среднего образования, сменность занятий и др.) с запросами учащихся и их законных представителей, а также с финансовыми возможностями учреждения (в рамках общего количества учебных часов, предусмотренных типовым учебным планом исходя из количества классов в учреждении и Положения об учреждении общего среднего образования, предусматривающим возможность увеличения количества часов при изучении отдельных учебных предметов;
4)безусловное соблюдение санитарно-гигиенических требований при организации образовательного процесса;
5)наличие эффективной системы сетевого взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей и молодежи, учреждениями высшего образования, иными учреждениями образования.
Модель
деятельности учреждений образования по выявлению одаренных детей
Дошкольное образование
|
1 ступень общего среднего образования
|
ІІ ступень общего среднего образования
(допрофильная подготовка)
|
ІІІ ступень общего среднего образования
(10-11 класс ) – профильное обучение, повышенный уровень обучения учебных предметов (по выбору модели обучения)
|
Показатели эффективности реализации районной комплексно - целевой программы "Одаренные дети ”
№ п/п
|
Основные показатели реализации программы
|
1.
|
Участие детей в районных олимпиадах, соревнованиях и других конкурсах
|
2.
|
Призеры районных, областных, республиканских, международных олимпиад, соревнований и других конкурсов
|
3.
|
Участие детей в международных конференциях, фестивалях, выставках
|
4.
|
Привлечение детей социальной группы риска к участию в работе занятий по интересам (кружков), секций по реализации их творческих способностей
|
5.
|
Участие детей в предметных научно - практических конференциях (областного, республиканского, международного уровней)
|
6.
|
Участие в тематических фотовыставках
|
7.
|
Расширение образовательных услуг
|
8.
|
Создание и работа НОУ
|
9.
|
Создание психолого-педагогического сопровождения профильного обучения, допрофильной подготовки
|
10.
|
Создание и пополнение банка данных «Одаренные дети»
|
11.
|
Организация курсовой подготовки педагогических кадров по работе с одаренными детьми (зональные семинары, обучающие курсы и т.д.)
|
12.
|
Выявление, обобщение и трансляция эффективного опыта работы педагогических работников по работе с одаренными детьми
|
13.
|
Участие в дистанционных олимпиадах по учебным предметам (районных, областных, республиканских, международных)
|
14.
|
Повышение качества обученности по учебным предметам
|
15.
|
Организация методической учебы (семинары, ПДС, консультаций, мастер-классы и т.д.) педагогических работников по вопросам работы с одаренными детьми
|
16.
|
Связь учреждений образования с ВУЗ, НИИ
|
17.
|
Использований инновационных образовательных технологий в практике работы педагогов с одаренными детьми
|
18.
|
Организация профильного обучения на ІІІ ступени общего среднего образования
|
19.
|
Размещение на сайте информации об организации работы с одаренными детьми, организации профильного обучения, допрофильной подготовки
|
20.
|
Издательская деятельность.
|
21.
|
Другое (по усмотрению учреждения общего среднего образования)
|
Этапы реализации районной комплексно-целевой
программы «Одаренные дети»
Первый этап. Организационный (2014-год)
-
Разработка программы системы, поиска, выявления и поддержки одаренных (высокомотивированных), талантливых детей.
-
Создание постоянно-действующей системы подготовки и переподготовки педагогических кадров для работы с одаренными (высокомотивированными), талантливыми детьми.
-
Создание системы взаимосвязей педагогического сообщества и учреждений науки и культуры.
-
Выявление сложностей и проблем в управлении профессиональным развитием педагогических работников.
-
Создание Проекта программы, а также координационного совета по реализации данных направлений деятельности.
-
Создание сети методических формирований по подготовке педагогических кадров для реализации поставленных задач.
Второй этап. Этап реализации программы(2015-2017гг)
-
Организационно-методические мероприятия по подготовке кадров по работе с одаренными (высокомотивированными), талантливыми детьми.
(повышение профессиональной, психологической, методической, практико-ориентированной компетенции педагогов через следующую систему: изучение литературы; семинары; консультации; встречи на различных уровнях; консилиумы; заседания МО, заседания методических Советов; заседание педсоветов; курсовая подготовка и переподготовка педагогических кадров; обмен опытом работы; выявление, обобщение и трансляция эффективного педагогического опыта; самообразование; проведение конкурсов профессионального педагогического мастерства; защита учебных планов и их корректировка, создание каталога учебно-методических пособий и новинок учебного книгоиздания и др.)
-
Организация и проведение мероприятий с одаренными (высокомотивированными), талантливыми детьми.
-
Научно-практические конференции.
-
Предметные олимпиады.
-
Очно-заочные школы.
-
Работа предметных олимпиадных групп.
-
Фестивали, смотры, конкурсы художественной самодеятельности.
-
Индивидуальные, тематические и персональные выставки детского прикладного и изоискусства.
-
Спортивные соревнования по различным видам спорта.
-
Организация НОУ.
-
Конкурсы «Ученик года», «Лидер».
-
Предметные недели.
-
Профориентационная работа.
-
Организация факультативных занятий.
-
Электронное обучение.
-
Инфолиния.
-
Форумы.
-
Вернисажи. Выставки.
-
Акции.
-
Чествование победителей республиканских, областных, районных олимпиад, соревнований, конкурсов.
-
Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся.
-
Сотрудничество с внешкольными учреждениями, учреждениями дополнительного образования, спортшколами, лицеями, колледжами, школами искусств, библиотеками.
-
Другие виды деятельности.
-
Мониторинг и коррекция взаимодействия субъектов развития творческой среды и минимизация межличностных конфликтов.
-
Мониторинг и коррекция взаимодействия семьи и учреждений образования по разностороннему развитию способностей одаренного ребенка и бесконфликтному поведению в социуме.
Третий этап. Завершающий (2018 год).
Предполагает провести контроль и анализ Программы и достигнутых результатов, определить проблемы, возникшие в ходе реализации программы, пути их решений и составить перспективный план дальнейшей работы в этом направлении.
-
Обобщение и трансляция опыта работы с одаренными и талантливыми детьми.
-
Издательская деятельность.
-
Создание опорных учреждений образования по направлениям развития одаренных детей.
-
Создание памяток, алгоритмов, рекомендаций по различным направлениям работы с одаренными и талантливыми детьми и их семьями.
-
Проведение мониторинга развития креативности детей.
-
Экспертиза и утверждение новых проектов, программ, планов по сопровождению одаренных и талантливых детей.
-
Создание социально-психологического-педагогического пакета сопровождения одаренных и талантливых детей.
-
Пополнение банка данных «Одаренные дети».
-
Создание модели развития «Я – концепция» одаренного ребенка.
-
Оценка эффективности работы с талантливыми и одаренными детьми.
Литература
-
Кодекс Республики Беларусь об образовании.
-
Положение об учреждении общего среднего образования, утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 №283.
-
Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.12.2012 №2016 (с изменениями и дополнениями от 29.072014 года №63 и от 25.11.2014 №78).
-
Байрашевская, Е.П. Предметные олимпиады: деятельность на постоянной основе: организация олимпиадного движения для развития творческого потенциала одаренных детей / Е.Байрашевская // Народная асвета. – 2014. - № 12. –с.80.
-
Баранок, В.Н. Подготовка школьников к научному творчеству: модель-алгоритм, которая включает направления деятельности педагога по подготовке учащихся к научному творчеству. / В.Баранок // Современное образование Витебщины. – 2014. - № 4. – с.54.
-
Колевич Т.А. Аргументы профессионалов в пользу олимпиадного движения: организационно-методические и содержательные аспекты подготовки и проведения интеллектуальных соревнований. / Т. Колевич // Народная асвета. – 2015. - № 1. – с.61.
-
Гудень, О.А. Внимательным родителям об одаренных детях. Обучающий семинар для родителей. / О. Гудень // Выхаванне і дадатковая адукацыя. – 2015. - № 1. – с.42.
-
Гудзень, В. Здольны вучань – самадастатковы настаўнік: арганізацыя работы з адоранымі вучнямі. / В. Гудзень // Настаўніцкая газета. – 2015. – 29 студзеня. - № 10. – с.5.
-
Малей, М.А. Точечная коррекция и положительная мотивация. Как учение сделать успешным? / М. Малей // Народная асвета. – 2014. - № 9. – с.60.
-
Залесский, И.И. Образовательный маршрут для олимпиадника: на пути к результативности. / И.Залесский // Народная асвета. – 2013. - № 5. – с.66.
-
Бутарина, И.А. Проект «Созвездия надежд»: работа с одаренными учащимися на І ступени общего среднего образования. / И. Бутарина// Пачатковае навучанне. – 2015. - № 1. (приложение “Кансультант намесніка дырэктара”).
-
Соколова, Е.Н. Олимпиада: средство достижения высоких целей. / Е. Соколова // Народная асвета. – 2012. - № 6. – с.71.
-
Ермачёк, Л.Е. Как сформировать у учащихся поисковый стиль мышления? / Л. Ермачёк // Народная асвета. – 2015. - № 3. – с. 63.
-
Дурейко, И.А. Семинар-практикум «Система взаимодействия с одаренными учащимися: управленческий аспект». / И. Дурейко // Народная асвета. – 2015. - № 4. – с.62.
-
Молчан, Н.А. Занятие-тренинг «Стратегия успеха на олимпиаде». / Н. Молчан // Народная асвета. – 2015. - № 4. – с. 65.
-
раскрыть » / « свернуть