Факультативные занятия выполняют ряд функций. В качестве приоритетных можно выделить следующие:
- предметно – повышающую, ориентированную на повышение уровня изучения учащимися отдельных учебных предметов, позволяющего им успешно участвовать в предметных олимпиадах, конкурсах, сдавать вступительные тесты;
- развивающую, направленную на личностное развитие ученика на основе его склонностей, интересов и потребностей;
- мотивационную, призванную развивать у учащихся мотивацию достижения успеха не только в изучении отдельных предметов, но и в социально значимых делах;
- коррекционно – стимулирующую, направленную на «выравнивание» образовательного уровня ученика, обеспечение на этой основе ухода от комплексов «неуспешности», стимулирования продвижения вперед, значимых результатов деятельности;
- адаптационную, позволяющую формировать у учащихся социальные компетенции, мобильность, способность к быстрой адаптации к условиям, атмосфере, ситуации;
- профориентационную, призванную оказать учащимся помощь в их профессиональном самоопределении.
Успех реализации данных функций при организации факультативного обучения во многом будет определяться соблюдением следующих управленческих и дидактических принципов:
1. Принцип самоопределения учащихся предполагает осознанный выбор учениками общеразвивающих, предметных и профориентационных факультативных занятий, предложенных педагогическим коллективом школы.
2. Принцип учёта возрастных особенностей, познавательных интересов учащихся на выбор тематику факультативных занятий, которая соответствует возрасту детей и результатам предварительной диагностики их интересов и познавательных потребностей.
3. Принцип ресурсной обеспеченности. Факультативные занятия должны быть обеспечены необходимой учебно-материальной базой для организации обучения в соответствии с выборами учащихся; учителями, способными преподавать учебные предметы на повышенном уровне или владеющими тем или иным ремеслом.
4. Принцип вариативности форм факультативного обучения. Это предопределяет образовательную кооперацию с другими учреждениями социальной сферы или производства, организацию межшкольных факультативов.
5. Принцип доступности – предполагает реализацию требования удовлетворить образовательные запросы учащихся на выбранном уровне.
6. Принцип индивидуализации обучения. Требует педагогического управления процессом ученического самоопределения, проектирования учащимися собственного учебного плана, в котором наряду с инвариантной составляющей есть вариативный (факультативный) компонент.
7. Принцип двойственного характера образовательного процесса.
Предполагает реализацию различных стратегий обучения на базовом уровне в рамках инвариантного компонента учебного плана школы и обучения на повышенном уровне на факультативных занятиях.
8. Принцип занимательности. В организации факультативных занятий требует от учителя применения широкого спектра средств возбуждения и поддержания учебно-познавательной активности учащихся: парадоксов и противоречий, проблемных ситуаций, занимательных заданий, работы над проектами, связи с жизнью и т.п.
9. Принцип адаптивности педагогического процесса. Предполагает следование при определении номенклатуры факультативных занятий постулату о том, что не все дети одинаково способны к различным учебным предметам, что есть учащиеся, более склонные, например, к физическому труду, художественной деятельности, ремеслу и пр.
10. Принцип преемственности обучения в диаде “уроки – факультативные занятия”. Преемственность в целях, содержании и технологиях обучения имеет важное педагогическое значение, поскольку она предопределяет высокий уровень учебных достижений и личностного развития учащихся.